Хигаонна Канрё в Китае
Оставив
в стороне дискуссию о том, кем на самом был Рюрю, обратимся к историям
о пребывании Хигаонны Канрё в Поднебесной. Обычно считается, что
Хигаонна помогал Рюрю Ко, поэтому жил на первом этаже дома мастера. Он
поднимался вместе с восходом солнца и начинал тренировку с ката Сантин
(Саньчжань), тогда как наставник наблюдал за ним и исправлял его. Канрё
так же тренировался в группе учеников своего учителя. Хигаонна Морио,
рассказывая о тренировках Канрё, упоминал, что кроме ката тот изучал
технику шуай-цзяо, китайской разновидности борьбы, упражнения с
традиционными приспособлениями для развития физической и внутренней
силы (такими как тиси, саси-иси, макивара и так далее), а также приёмы
раздела какиэ (упражнения, подобные известным "толкающим рукам"
китайского у-шу). Изучались также приёмы раздела нэ-вадза, то есть
защиты, лёжа на земле. Свободного спарринга, как утверждает Хигаонна
Морио, не практиковалось. Вместе этого Рюрю давал и все выше названные
упражнения, и много других. Так, например, он часто велел ученикам
лезть в большую бамбуковую корзину, где ученики пытались применять друг
на друге различные приёмы. Это должно было обеспечить им получение
навыков боя в ограниченном пространстве.
На фото - Хигасионна с родственниками и знакомыми
Ещё Хигаонне довелось слышать рассказы о том, как проходили тренировки
у Рюрю. Если верить им, Рюрю, по сведениям Хигаонны, зарабатывал на
жизнь тем, что строил кирпичные дома, и, кроме того, плёл корзины и
всяческие предметы быта из бамбука. Однажды, к нему заявился молодой
человек, возомнивший себя мастером рукопашного боя, и, намереваясь не
то вызвать на бой Рюрю, не то просто похвастать своей силой, схватил
толстенный бамбуковый шест, и, напрягшись, переломил его пополам.
Хигаонна, присутствовавший при этом, только открыл рот: это была
демонстрация невиданной силы! Но и Рюрю был не промах. В ответ он взял
такую же бамбуковую палку и, чтобы вы думали? Он её разорвал! Не
поломал, а именно разорвал, растягивая в стороны за разные концы! Вот
такую историю довелось слышать господину Хигаонне. Ещё в своей книге
"Traditional Karate-do: Okinawa Goju-ryu" он написал, что Канрё
представлял додзё Рюрю Ко на соревнованиях между различными группами
ушуистов. Вот только они не дрались, а показывали ката Сантин
(Саньчжань), после чего старшие мастера совещались и выносили решение.
Единогласно победил Хигаонна. Опять-таки, полностью доверять этому
трудно.
Кроме рукопашного боя Рюрю Ко, по сведениям Хигаонны Морио, был ещё и
знатоком медицины и обучал этим премудростям и Канрё. Кстати, в связи с
медицинскими познаниями мастера существует дошедшая до нас мрачная
история, пересказанная опять-таки Морио. Один из учеников Рюрю Ко
возвращался домой, в свою провинцию, и поэтому случаю устроил
прощальную вечеринку, которая проходила на джонке. Народ веселился от
души, не отказывая себе в вине. Наконец джонка пристала к берегу, и
участники праздника стали по одному выпрыгивать на берег. Виновник
торжества решил проверить мастерство своего учителя (придёт же такое в
голову!) и, когда тот ступил на землю, попытался нанести в глаза удар
кончиками пальцев. Рюрю Ко мгновенно среагировал, уклонился от удара и
контратаковал нападающего в область мочевого пузыря. Понимая опастность
такого удара, учитель прописал испытателю пить травы, и предупредил о
необходимости избежать последствий травмы. "К сожалению, ученик не
последовал совету наставника, - пишет Хигаонна Морио, - и по прибытии
домой скончался".
"Арсенал" Хигаонны Канрё
Обычно
считается, что почти все формальные комплексы Годзю-рю были привезены
Хигаонной Канрё из Китая и были переданы одному из лучших учеников
мастера - Мияги Тёдзюну. Однако, согласно другим сведениям, Канрё
преподавал только Сантин, Сэйсан, Сансэру и Супаринпэй, следовательно
заслуга введения в систему Годзю-рю таких комплексов как Сэюнтин,
Сайфа, Сисотин принадлежит Мияги. Но и это еще не всё. Ура Соки, один
из учеников мастера Хигаонны, подтверждает, что его учитель преподавал
много меньше ката. В 1991 году с этим тогда 96-летним стариком,
единственным на тот момент из оставшихся в живых учеников Канрё,
удалось побеседовать Токасики Икэну, исследователю истории окинавского
будо. "Мне кажется, в современном Годзю слишком много ката, - сказал
он. - В те годы, когда я занимался (где-то около 1912 года), было
только три ли четыре ката". То же самое говорит и Мураками Кацуми,
ученик Кёды Дзюхацу. Ему самому посчастливилось несколько раз наблюдать
тренировки под руководством Канрё. Но он больше опирался на сведения,
которые ему предоставил его учитель. Мураками писал: "После того как
ученик освоил Сантин, Хигаонна-сэнсэй преподавал Сэйсан, Сансэру, а
затем и Пэйтюрин, известный также под названием Супаринпэй".
Исследователь Марио МакКенна, изучив несколько источников, пришёл к
выводу, что Хигаонна преподавал только четыре ката, причём Мияги Тёдзюн
выучил только три из них - Сантин, Сэйсан и Супаринпэй. Сансэру он,
якобы, учил у кого-то другого. И только Кёда знал все ката, которые
преподавал Канрё... Так или иначе, Патрик МакКарти, Хигаонна
Морио а с ними большинство последователей традиции Хигаоны Канрё
считают, будто он привёз с собой из Китая следующие формы: Сантин,
возможно, Сэюнтин, Сисотин, Сансэру, Сэйпай, Сэйсан, Курурунфа и
Супаринпэй. Но, скорее всего, Канрё знал ещё больше ката. Пол Оками,
американский мастер Годзю-рю, написавший несколько статей, посвящённых
этому стилю каратэ, писал однажды о Хигаонне: "Он также привёз из Китая
другие формы стиля Журавля, в том числе и красивый длинный комплекс
Хакуцуру, который известен немногим годзюристам и обычно не упоминается
в числе обще принятых ката Годзю-рю". Мастер Цуёси Титосэ, основатель
Тито-рю каратэ, одно время занимался у Хигаонны и утверждал, что тот
научил его ката Рохай. Многие исследователи - в их числе Фернандо
Портела Камара (Бразилия), Морио Хигаонна (Окинава) и Хавьер Мартинез
(Пуэрто-Рико) - утверждают, что Канрё знал и преподавал старинную
версию Найханти (Найфанти), больше известную знатокам каратэ по её
интерпретации стиля Сётокан под названием Тэкки. Хигаонна-сэнсэй
преподавал старинную (косики, то есть "древний, древняя" или корю -
"старинной школы") версию этого комплекса. Хигаонна Морио пишет, что
мастер также мастерски владел шестом, копьём, широким односторонним и
узким обоюдоострым мечами (в у-шу эти мечи носят названия "дао" и
"цзянь", в окинавском кобудо их называют соответственно "рёба-катана" и
"яманадзи", шест называется "кун", а копьё - "яри").
Хигаонна-наставник
Считается,
Хигаонна вернулся на родину в 1882 году. Лгут ли легенды? Стоит
проверить… Согласно байкам, Хигаонна пробыл в Китае чуть ли не
пятнадцать лет к ряду. Но не все с этим согласны. Историк воинских
искусств Окинавы Токасики Икэн нашёл письменные сведения о том, что
Канрё пробыл в Китае всего три года - с 1874 по сентябрь 1877 года. Это
же подтверждает и внук патриарха Наха-тэ Синкумура Сабуро. Осмелюсь
предположить, что Хигаонна и после 1977 года выезжал в Поднебесную. Но
гипотетическое предположение должно подтвердиться письменными
источниками. Если это так, то записи о пересечении границы должны
сохраниться. Интересно, возможно ли такое? По мнению Морио
Хигаонны, Канрё оставил Китай по настоянию своего учителя. Как только
Канрё ступил на родную землю, он нанёс визит удуну Ёсимуре. Ёсимура был
весьма польщён уважительным к нему отношением и попросил Хигаонну взять
в ученики своего второго сына - Ёсимуру Тёги (1866-1945). Тот проявлял
огромный интерес к воинским искусствам, и потому принялся упорно
тренироваться. Немалое внимание к кэмпо проявили и другие
высокопоставленные люди. Несмотря на это, он не чурался труда и
продолжил семейное дело - перевозку и продажу различных вещей. Морио
Хигаонна даже пишет, что жил он в "апартаментах одноэтажного здания,
где жили люди с малым достатком". Первое время он не преподавал
воинские искусства большому количеству учеников, тренируясь
самостоятельно. Видимо, он избегал этого в связи с занятостью.
В апреле 1901 года в "Сюри Дзиндзё Сёгакко" - Начальной школе города
Сюри - стараниями мастера Сюри-тэ Итосу Анко, ученика знаменитого
патриарха стиля Мацумуры Сокона, каратэ впервые было введено в
программу обучения. В сентябре 1905 года Хигаонна Канрё по просьбе
директора, начал преподавать науку рукопашного боя в Коммерческом
училище ("Наха Курицу Сёгё Кото Гакко"). Известно, что тренировки
мастера проходили два раза в неделю во дворе училища, и у него было сто
пять учеников. Спустя два года каратэ было включено в учебный план, а
спустя еще год был создан студенческий клуб для тех, кто хотел
углубленно изучать боевое искусство.
Естественно, Канрё обучал так же, как его обучали в Китае. Та методика
тренинга не включала в себя такого раздела как свободный спарринг.
Видимо поэтому некоторые учащиеся, забыв о требованиях учителя не
применять без необходимости приёмы, стремились проверить себя в уличных
потасовках. Говорят, поэтому руководство училища решило закрыть клуб.
Но, несмотря на это, вокруг Канрё сложилась группа преданных учеников,
среди которых был и Мияги Тёдзюн, один из тех, кто увековечил своё имя,
сохранив традицию рукопашного боя своего учителя.
Он не был просто тренером в обыденном понимании этого слова. Он был
учителем с большой буквы. Хигаонна придерживался определённых норм и
принципов, хотя "ничто человеческое" ему не было чуждо. Он часто
говорил Кёде Дзюхацу, что "предназначение каратэ не причинять людям
боль и калечить их, а помогать обществу". Любимым высказыванием мастера
было: "Каратэ нуждается в технике, и каратэ нуждается в цели". Чтобы
лучше характеризовать личность Хигаонны, можно привести ещё одно
выражение, принадлежащее ему: "В воинских искусствах важное место
занимает духовное совершенствование, поэтому запомните: если в вашей
жизни что-то преградит вам путь, сверните и обойдите это"...
Известны
имена его учеников: Ёсимура Тёги (1866-1945), Кёда Дзюхацу (основатель
Тоон-рю), Мияги Тёдзюн (основатель Годзю-рю), Сирома (Гусукума) Симпан
(основатель Сирома Симпан Сито-рю), Цуёси Титосэ (Тито-рю), Тояма
Канкэн (Сюдо-кан), Гусимиягусуку Хохицу (1892-1966), Накамото Сэйбун,
Табара Тайдзо, Сакима Рэй, Икэмиягусуку Ёситэру, Дзитияку Томонори, Ура
Соки и Мабуни Кэнва (основатель Сито-рю). Человеку, незнакомому с
именами известнейших мастеров прошлого, трудно представить, что за
фамилии звучат сейчас. А неплохо было бы знать и их, поскольку многие
из них стали выдающимися мастерами ничуть не хуже Фунакоси Гитина или
Мабуни Кэнвы, основателей своих собственных стилей.
|