О
происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из
легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель
дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии
в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы
Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот
монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром
умственного и физического воспитания последователей этого учения.
В
монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть
(выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость.
Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с
элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук
архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела,
осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные
сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты
на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических
тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали
известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.
Впоследствии
это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными
приемами борьбы жителей островов, и впервую очередь на острове Окинава.
Существует
версия о том, что население Окинавы стало объединяться в тайные
общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы
борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо
«настоящего» оружия. Хак, еще с начала XVII в. известно имя
непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с
японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского
старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый
город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20
лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского
кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье,
открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми
руками.
Лишенные
возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться
оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием
ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и
многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие
освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.
Результатом
такой работы было достижение высочайшего технического уровня и
ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями
окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был
невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно
было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и
появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» — «Одним ударом — наповал».
Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить
панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев
протыкать тела своих врагов.
Наряду
с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена
техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались
орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для
проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для
разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для
вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в
качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения)
использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины
использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко)
использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в
повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски
овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта
многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми
людьми.
Первые школы и мастера.
Подготовка мастеров боевых искусств протекала
в обстановке строжайшей секретности. Первые относительно подробные
сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.
Известно,
что в середине XVIII в. Сокугава (1733— 1815), проживший несколько лет
в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу,
вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.
Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792—1896),
по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был
командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои
знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскрипция Шаолинь). Сам Мацумура
был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова
Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической
старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту,
резкость, силу и четкое знание базовой техники.
В
конце XIX и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее
авторитетными были Хигаонна Канрё (1853—1915), Асато Анко (1827—1906),
Итошу Ясуцунэ (1830—1915) и Мотобу Теки (1871 —1944). Ученики этих
мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского
каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.
Фунакоши Гитин и каратэ.
Фунакоши Гитин (1868 — 1957) был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато
и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка
практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на
Окинаве.
Проанализировав
различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и
сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин
создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда
профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению
Министерства образования выступил в Токио с лекциями и
продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы.
Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь
обучением искусству каратэ по всей Японии.
Фунакоши
Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после
себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру,
создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.
Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» — «рука». Именно Фунакоши Гитин изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука».
Каратэ после 2-ой мировой войны.
После
Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской
оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно
соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в
Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили
провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых
искусств — Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык
между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская
Федерация каратэ-до — Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая
большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые
группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные
стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о
каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились
миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В
большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г.
была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. —
Международный союз организаций каратэ-до (WUKO) а в 1970 г. проведен I
Чемпионат мира по каратэ-до.
В
настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных
организаций каратэ, а в Японии — не менее шести, каждая из них
объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких
стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны,
причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других
странах
|