Годзю-рю - одно из традиционных единоборств, берущее свое начало с
древних систем южного монастыря Шаолинь. В процессе распространения
этого стиля в мире образовалось несколько различных ассоциаций,
включающих в свое название термин “годзю-рю”. Не претендуя на
юридические права этих организаций, хотелось бы внести некоторую
ясность в реальное положение вещей. Для этого обратимся к истории
развития Годзю-рю и Карате вообще. Дело в том, что в настоящее время
карате обросло большим количеством легенд и слухов, часто
несоответствующих действительности.
Во-первых, анология “карате - Япония” не совсем верна, так как еще в
начале 20-го века карате не только не практиковали в Японии, но и
вообще не подозревали о его существовании. Родина карате - Окинава,
маленький остров, расположенный недалеко от китайской провинции
Фудзянь. Искусство Окинава-те (окинавская рука) сформировалось в 12-13
веке путем слияния местных приемов рукопашного боя и древних боевых
систем, которые были заимствованы окинавскими моряками, поддерживающими
тесные связи с Индией. Характерной особенностью индийских боевых систем
было преимущественно использование кулака, тогда как в Китае
предпочтение отдается открытой ладони.
В дальнейшем в связи с непосредственной близостью и более высоким
уровнем развития, китайские системы оказали огромное влияние на все
окинавские стили. Практически любой, из ныне существующих на Окинаве
стилей, завезен из Китая и ассимилирован с местной системой “Те”. На
острове всегда жило большое количество китайских переселенцев, многие
из которых являлись мастерами кэмпо. Но только некоторые системы
получили свое развитие на Окинаве. Жизнь здесь тесно связана с морем,
выход в которое всегда сопряжен был с риском для жизни. Причем стихия
представляла собой опасность меньшую, чем пираты или корабли других
стран. В связи с этим умение вести бой в замкнутом пространстве было
жизненно необходимо и предпочтение отдавалось системам, практикующим
ближний бой.
Основой толчок развитию окинавского карате дал король Се Ха-си,
который в середине 15-го века полностью запретил ношение оружия. Многие
мастера считают его Указ очень мудрым решением, ибо именно после него
карате поднялось на должную высоту.
В современной литературе, рассказывая об окинавских боевых
искусствах, решающую роль в их развитии отводится крестьянам, что, в
принципе, неверно. Основными источниками дохода окинавских крестная
были выращивание риса и рыболовная ловля. Оба процесса достаточно
трудоемки и требовали 10-12 часов непрерывной работы. После такого
трудоемкого дня на освоение искусства пустой руки не хватало ни сил, ни
времени. Кроме того, осмысление достаточно сложной боевой системы
требует определенного уровня образованности. Вот тогда крестьяне
приспособили для своей защиты различные подручные средства.
Так возникло Кобу-до - искусство подсобного оружия, или, как его
именуют на Окинаве — карате из деревни. В эту систему, наряду с
традиционной палкой, входили такие предметы, как: кама (серп), тунфа
(приспособление для выращивания риса), сай (трезубец), нунчаку, ке
(весло) и некоторые другие. Кстати, на Окинаве такое известное оружие
как нунчаку находится на последнем, месте по эффективности. Его
называют оружием одного удара, причем, основным считается умение
неожиданно выхватить нунчаку из-за пазухи или из рукава и, не
останавливая движения, поразить мишень.
Итак, крестьяне действительно создали на Окинаве эффективную систему
самообороны, в основе которой лежал принип: “самое лучшее оружие то,
которое находится к тебе 6лиже всего”. Тогда, как искусством Те
занимались люди преимущественно дворянского происхождения. Любой
взявший в руку палку или камень может при желании убить человека. Чтобы
сделать оружие из рук, - требуется время и громадные усилия. Кроме
того, невозможно представить дворянина, упражняющегося с веслом или
нунчаку (приспособление для обмолки риса). Большую часть времени своего
существования Окинавское Королевство являлась протекторатом Китая, и,
как, уже отмечалось, все, сформировавшиеся на острове стили, ведут свое
происхождение именно оттуда. Годзю-рю не является исключением.
В 1875 году молодой мастер окинавского Те Канре Хигаонна, отбыл в
Китай, где обучался в течении 15 лет у мастера Рю Рюко. Рю Рюко был
человеком высокого роста и плотного телосложения.
С помощью постоянных упражнений он приобрел необычайную физическую
силу, о чем свидетельствует одни случай. Однажды пожилой мастер
занимался изготовлением бамбукового шеста. Неожиданно в дом ворвался
молодой человек и вызвал мастера на поединок. Чтобы продемонстрировать
свою силу, он взял бамбуковый шест и сломал его. Рю-Рюко, которому в то
время было около 70 лет, спокойно подобрал обломок шеста и, потянув его
в разные стороны порвал бамбук. После такой демонстрации силы молодой
искатель приключений буквально растаял в воздухе.
Семья Рю Рюко была дворянского происхождения, но из-за участия в
некоторых заговорах и восстаниях, скрывалась под маской простолюдинов.
Для непосвященных стиль, хранящийся в семье, назывался искусством
короткой руки, и только избранные знали истинное название — “Кулак
белого журавля”. Эта школа была создана в 16 веке дочерью бывшего
шаолиньского монаха Ван Чжэньдуна. Ван Чжэньдун практиковал школу
“Тигра” и был очень известным в Китае мастером. Неоднократно выступая
на стороне справедливости, мастер в одной из стычек был смертельно
ранен. После смерти отца, его дочь Вань Цинянь, продолжила свои занятия
самостоятельно.
Упорные занятия привели к тому, что вес Вань Цинянь увеличился, а по
силе она превосходила многих мужчин. Ее мастерство возросло настолько,
что хлестким ударом тыльной стороны ладони она разбивала подброшенный
вверх камень.
В скором времени слава о женщине-мастере распространилась по всему
Китаю. Многие знатоки боевых искусств пытались проверить, насколько
силен этот стиль. Один из них, Го Минь, приехал в провинцию Фудзянь,
чтобы просто познакомиться с новой школой, так как не считал женщину
серьезным противником. Но после того, как были продемонстрированы
формальные упражнения, он вызвал Вань Цинянь на поединок, который
закончился очень быстро с неожиданным для Го Минь результатом.
Мгновенно сблизившись, Вань Цинянь перебила противнику бедренную кость.
Оставив у себя и вылечив его, женщина-мастер сделала бывшего противника
своим учеником. Это был второй человек, занимающийся “Белым журавлем”.
Третьим был сын Го Миня — Го Ли, который после долгих и изнурительных
тренировок был назван хранителем традиции и впоследствии развил и
передал ее своим ученикам.
Годзю-рю – стиль окинавского карате
Годзю-рю
– древнейший стиль окинавского карате, берущий свое начало в жестких
системах южно-китайского рукопашного боя, сохранивший в себе истинное
искусство реального поединка.
Годзю-рю является стилем, использующим внутреннюю энергетику
человека. В основе карате Годзю-рю лежит техника ближнего боя. Это дает
возможность применять его в условиях ограниченного пространства (лифт,
транспорт, толпа).
От современного японского карате отличается энергетической
направленностью и высокой боевой эффективностью.
Школа “Кулак белого журавля” была создана в 16 веке дочерью бывшего
шаолиньского монаха Ван Чжэньдуна. Ван Чжэньдун практиковал школу
“Тигра” и был очень известным в Китае мастером. Неоднократно выступая
на стороне справедливости, мастер в одной из стычек был смертельно
ранен. После смерти отца, его дочь Вань Цинянь, продолжила свои занятия
самостоятельно.
Но стиль “Тигра” подходит только для больших и сильных мужчин, — его
основу составляют низкие стойки и очень мощные движения корпусом и
руками, требующие большой физической силы. Подготовленный человек мог
без труда вырвать ребро или позвонок.
Для того, чтобы отомстить, Вань Цинянь не могла использовать
классический стиль “Тигра”. Непрерывные поиски долгое время не
приводили к желаемым результатам. И вот однажды, из задумчивости ее
вывел крик белого журавля. Желая отпугнуть его, Вань Цинянь кинула в
него палку, но журавль очень ловко увернулся. Тогда она швырнула в него
камнем. Каково же было ее удивление, когда журавль взмахом мощных
крыльев отбил камень далеко в сторону. Эти два движения составили
основную идею будущего стиля.
В течении двух лет были разработаны основные комплексы и комбинации.
Упор был сделан на особую технику “выброса силы” во время движений
открытой ладони. Сила удара должна исходить не из какой-нибудь
отдельной точки, например бедра или плеча, а из всего тела. Вдох
производится через нос, выдох через рот. Во время выдоха энергия,
поднимается из низа живота, сливается с внешней силой мышц и
выплескивается в одном мощном броске. В зависимости от характера
движения, энергия делится на темную (мягкую) и светлую (жесткую).
Необходимо отметить еще одну важную деталь. Принимаясь за создание
нового стиля, Вань Цинянь была продвинутой ученицей по школе “Тигра”, и
все последующие комбинации были разработаны на базе этого стиля, то
есть получился белый журавль “выращенный” и “воспитанный” тигром. Это
очень четко прослеживается в ката Годзю-рю, когда практически в одном
движении присутствуют “идеи” этих двух животных. Скажем, маховое
блокирующее движение, напоминающее крыло журавля, заканчивается
захватом “тигриная пасть”, или используя мощную устойчивую постановку
ног, характерную для тигра, производится мягкое, отводящее движение с
одновременной хлесткой атакой глаз или горла.
|