Когда родилось каратэ, не знает никто.
И вряд ли это когда-нибудь станет известно.
Фунакоши Гитин
О
происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из
легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель
дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в
Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши
в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и
стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и
физического воспитания последователей этого учения.
В
монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть
(выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость.
Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с
элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук
архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела,
осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные
сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты
на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических
тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали
известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.
Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.
Документально
подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так
уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра,
разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото,
беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву
(крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600
км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там
познакомили местных жителей со своим боевым искусством.
В
1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36
китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»),
имевших задание распространять среди местного населения начала знаний
по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г.
китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем
аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от
китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население
узнало о боевых искусствах Китая.
Существует
и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на
Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось
на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ - исконно окинавское воинское
искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно,
с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что
там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле
тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией
древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство
терминов современного каратэ происходят от старокитайских,
свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу -
явное преувеличение.
Окинавское
каратэ также заимствовано у китайского кулачного боя. Во-первых, у
каждого народа существует та или иная доморощенная бойцовская техника.
Но подобное явление древней Окинавы было бы необоснованным возводить в
истоки каратэ, так как период, когда возникла социальная необходимость
в боевой технике, должен быть рассматриваем как много более поздний.
Во-вторых, среди названий ката (модели последовательности движений) в
каратэ много китайщины, в то время как нарицательные окинавские
названия ограничиваются называнием приемов владения оружия из систем
кобудо (старинные боевые исукусства). В-третьих, среди ката,
передаваемых в настоящее время от учителя к ученику, есть "ката Ваншу".
Вансю (Ван Цзи) был в качестве посланца за ленной данью в 1683 г. на
Рюкю. Опять же, был такой Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на наших
островах и существует "ката Кушанку"... Из разрозненных записок
вытекает то, что Куусянку приехал на Рюкю, привезя с собой из Китая
последователей и учеников мастерства бойцовой техники, содержание
которой всех изумило. Если бы в это время существовала рюкюская "тэ",
не было бы повода особенно прокламировать бойцовскую технику, как не
было бы и такого удивления масс.
Одним
из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове
политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие
датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три
области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая
пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет
на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших
феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и
солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах
острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян
искать спасения в боевых искусствах.
В
интересах усиления централизованной власти была устроена и охота за
мечами местных правителей при короле Се Сине (1477 - 1536). Мастер
Хигаонна Морио, основатель стиля Годзю-рю, в своих трудах по истории
каратэ пишет: «После того, как король Се Син отнял у всех жителей
острова права на ношение оружия, были созданы два стиля рукопашного
боя. Один - в среде дворянства и назывался "тэ", другой развивался
среди простого народа и назывался "рюкю кобудзюцу". Занимались им
рыбаки, крестьяне, ремесленники, и отличался этот стиль использованием
в качестве оружия простых инструментов, характерных для крестьянского
труда. Тренировки энтузиастов, изучавших эти виды боевого искусства,
проводились, как правило, ночью и тайно».
После
того как в 1609 г. Окинава была захвачена властителем южно-японского
княжества Сацума Симадзу Иэхиса и стала частью Японской империи,
запрещение оружия было введено для контроля над мятежами населения
Окинавы против новой власти, которые возникали из-за грабительских
налогов и поборов оккупантов. До массового восстания дело не дошло, но
отдельные столкновения с самураями возникали довольно часто.
В
связи с этим существует версия о том, что население Окинавы стало
объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых
изучались приемы борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами
вместо «настоящего» оружия. Так, еще с начала XVII в. известно имя
непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с
японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского
старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город
Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет
Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного
боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там
школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.
Лишенные
возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться
оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием
ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и
многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить
технику рукопашного боя без помощи партнера.
Результатом
такой работы было достижение высочайшего технического уровня и
ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями
окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был
невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно
было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и
появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал».
Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить
панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев
протыкать тела своих врагов.
Наряду
с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена
техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались
орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для
проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для
разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для
вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в
качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения)
использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины
использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко)
использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в
повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски
овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта
многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми
людьми.
По
мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей
прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное
обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь
простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному
чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности
системы централизованного правления. Более того, это время ни в
классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного
каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.
Как
бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых
искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От
того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые
относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь
в середине XVIII в.
Известно,
что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет
в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу,
вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до
Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова
каратэ.
Создание
самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон
(1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в
1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием
усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого
обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои
знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам
Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств
острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в
классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на
быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.
В
конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее
авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906),
Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих
мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского
каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.
Вообще
до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара»,
что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но
иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия
«Великий Китай», и «тэ» - «рука». Современный мастер искусства каратэ
Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали
означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих
«Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»): «По традиции и сам я в
прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что
люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что
окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими,
было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать
использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки
множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его
на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия
многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами
китайских мастеров».
Фунакоши
Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь,
учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли
Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех
известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.
Проанализировав
различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и
сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин
создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда
профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению
Министерства образования выступил в Токио с лекциями и
продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы.
Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь
обучением искусству каратэ по всей Японии.
Фунакоши
Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после
себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая
собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.
Говоря
об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой
войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до:
Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили
основой для создания множества других школ и направлений. Например, в
стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (создателя стиля) образовали Годзю-кай,
Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (основателя стиля Сито-рю)
создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай
и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и
др. В Вадо-рю - Вадо-кай и др.
После
Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской
оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно
соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в
Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили
провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых
искусств - Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык
между собой и объединиться. Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская
Федерация каратэ-до - Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая
большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые
группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные
стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о
каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились
миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В
большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г.
была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. -
Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I
Чемпионат мира по каратэ-до.
В
настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных
организаций каратэ, а в Японии - не менее шести, каждая из них
объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких
стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны,
причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других
странах.